- Анатомия
-
АНАТО́МИЯ (греч. ανατομη — рассечение, расчеление) — наука о форме и строении органов, систем и организма в целом. Основы А. заложены в эпоху Возрождения (16 в. — Леонардо да Винчи, А. Везалий, Г. Фаллопий, Б. Евстихий; 17 в. — У. Гарвей, М. Мальпиги). В России известна с 17 в.: Е. Славинецкий перевел "Эпитом" — труд Везалия "О строении человеч. тела" (1657—58). Открытия в обл. А. в значит. степени сформировали менталитет барокко. Поскольку осн. методом старой А. было исследование трупов, предмет А. оказался близок филос. размышлениям на темы взаимопереходов живого и мертвого, суетности и бренности мира (vanitas vanitatis), присущим эпохе барокко, и это ввело А. в число осн. культурных интересов 17 — нач. 18 в., проявившись в создании анатомических т-ров и коллекций. В России, однако, увлечение А. не привилось, что является одним из показателей отличия рус. барокко, для к-рого тема vanitas не была определяющей, от зап.-еропейского. В сер. 19 в. на волне увлечения вульгарным материализмом ("позитивизмом") А. стала излюбленным занятием естеств.-научных исследователей — "нигилистов". Образ Базарова из тургеневского ром. "Отцы и дети" стал для поколения "детей", включая ринувшихся в науку барышень, образцом для подражания, и даже в 1960-х гг. в нек-рых сов. школах учителя биологии предлагали учащимся "резать лягушек". В дальнейшем А. как наука освободилась от подобных культурных коннотаций, однако слово "анатомировать" переносно применяется как отрицательно-оценочное (так, оно было излюбленной партийной оценкой структурно-семиотич. литературоведения Ю. М. Лотмана и его школы).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.